Школьная травля оставляет травму не только тому, кого травили, но и тем, кто травил, а также практически всему классу: в том числе тем, кто молчал.
И ещё неизвестно, чья травма больше. Тот, кого травили, хотя бы знает, что это было в его жизни, и может пойти к психологу и что-то с этим сделать.
Те, кто травил, скорее всего, к психологу не пойдут: у них травма глубже (и раньше возникла), но и психологические защиты сильнее.
А вот те (большинство), которые молчаливо присутствовали, боялись что-то сказать в защиту жертвы, раздражались от ситуации и собственного бессилия, переживали вину и стыд, злились на всех участников травли, а также на самих себя за бездействие, как мне кажется, могут даже не осознавать, как всё это повлияло на их психику и дальнейшую жизнь.
А оно повлияло. В течение месяцев или лет их разрывало в стороны: то было жалко жертву, то злились на агрессоров, то злились на жертву, что она ничего не делает и терпит это, то злились на себя, что тоже ничего не делают. Фактически, не пытаясь остановить травлю, наблюдатели присоединялись к агрессорам (и возможно, даже догадывались об этом, что тоже не повышало самооценку). Все это в комплексе вызывало досаду, бессилие, вину и стыд. А там, где есть вина и стыд, всегда много боли, тревоги и деструктивных реакций.
Психолог Евгения Шульман
P.S. А ещё я думаю, что с наименьшими потерями из ситуаций школьного буллинга выходят те ребята, которые вставали на защиту жертвы: они не проваливались в бессилие и стыд, они действовали, и при этом знали, что действуют на стороне добра.