Оригинальное название фильма «Газовый свет» («Gaslight», 1944) послужило появлению термина «газлайтинг» («gaslighting», англ.), обозначающего вид эмоционального насилия, при котором «газлайтер» (насильник) выставляет свою жертву больной, дефектной, неполноценной, заставляя ее сомневаться в собственных чувствах, переживаниях и воспоминаниях.
Насилие в фильме начинается с действий Грегори, которые многие люди не воспримут как насильственные. Первый эпизод происходит еще до замужества, когда Пола решает уехать на некоторое время, чтобы побыть одна и разобраться со своими чувствами.
Грегори без предупреждения едет за ней и встречает ее на вокзале. С точки зрения нашей культуры это даже может показаться милым (он так любит ее, жить без нее не может и хочет провести побольше времени с ней), однако он совершенно не уважает ее границы и как будто не слышит ее слова о том, что ей нужно время побыть одной.
К сожалению, обстоятельства (в поезде соседка по купе напоминает Поле про ее старый дом и убийство тети, что вызывает у нее приступ ужаса) складываются так, что Пола, неожиданно увидев Грегори на станции, рада ему и испытывает облегчение от его присутствия. В связи с этим у нее даже не возникает мысли, что он ее преследует и не прислушивается к ее просьбе. Она воспринимает его как избавителя от ужаса, ведь, когда она влюбилась в него, ее кошмары прошли.
Отправляясь с Полой на отдых, Грегори фактически принуждает ее к сожительству. Пола выглядит счастливой, однако для нее все произошло слишком быстро: она не успела взять паузу, которую хотела. Грегори говорит о женитьбе и планах после свадьбы, тем самым затягивая ее в свои сети, не давая ей времени обдумать и оценить происходящее.
Дальше он применяет классический прием манипуляции: спрашивает Полу, где бы она хотела жить после свадьбы, однако не придает значения ее словам и в красках расписывает свою мечту жить в Лондоне. Здесь Грегори действует из позиции «ребенка», тем самым бессознательно подключая Полу к «родительской» заботе о себе. Влюбленная Пола готова на все, чтобы порадовать его. Кажется, уже в этот момент ей страшно его огорчить. Нет, она еще не боится его, но уже заботится о его чувствах.
Первые циклы насилия легкие: небольшое напряжение, которое создает Грегори, например, предлагая Поле жить в ненавистном ей месте, почти незаметный эпизод «продавливания его воли» и последующее уверение Грегори в его любви к Поле и облегчение.
После свадьбы и переезда в старый дом муж изолирует Полу от общества. И опять пока это выглядит вполне безопасно и благостно. Грегори отказывает Поле в приглашении гостей под предлогом того, что хочет «продлить медовый месяц» вдвоем. И снова видно напряжение и разочарование, которое испытывает Пола, когда слышит его отказ, а следом — расслабление, когда он клянется в любви и объясняет причины своих желаний.
Буквально через несколько минут у Грегори происходит первая вспышка ярости. Когда Пола нечаянно находит улику (его письмо к ее тете), он резко выхватывает у нее письмо. Пола видит, что он ведет себя неадекватно, однако Грегори оправдывает свое поведение тем, что ему показалось, что «письмо расстроило ее».
Дальше циклы насилия продолжаются, и с каждым разом степень подавления жертвы увеличивается.
В эпизоде с брошью Грегори обвиняет Полу в привычке терять вещи: «Ты же имеешь обыкновение терять вещи. Ты запомнишь, где она?» На этом этапе она еще способна дать отпор: «Не глупи! Разумеется, я запомню». Поскольку Грегори вынимает брошь из сумки Полы, пока она этого не видит, то, когда брошь пропадает, Пола начинает думать, что он, возможно, прав. Она произносит: «Я не могу найти ее, я потеряла ее, когда мы были в Тауэре». Не будь таких подозрений с его стороны, она бы просто сказала, что «брошь потерялась». Но при этом Пола пока еще способна сомневаться: «Не могу понять. Я не могла потерять ее». И снова он сперва ругает ее, а потом утешает тем, что брошь не такая и ценная.
Грегори нанимает развязную и хамоватую служанку для Полы, рядом с которой Пола постоянно чувствует себя униженной, при этом он намеренно ведет себя с Нэнси так, чтобы унизить Полу еще больше, а объясняет это тем, что ему показалось, что Пола сама хочет обращаться со слугами, как с равными.
Фактически, на этом этапе Пола оказывается в полной изоляции. Плохо слышащая домработница Элизабет, хоть и испытывает симпатию к хозяйке, но не способна ей помочь в силу своего положения. Нэнси вызывает у Полы отвращение. Пола начинает по-настоящему бояться своего мужа, ведь даже простой вопрос Нэнси: «Что я скажу хозяину, когда он спросит, почему Вас нет дома?» заставляет Полу отказаться от идеи пойти на прогулку.
Гостей Грегори принимать запрещает, более того, когда заходит соседка, у Грегори случается новый приступ ярости: «Я не желаю, чтобы чужие ходили по этому дому!» При этом, когда Пола высказывает свое недоумение, он утверждает, что это для ее же блага и снова переворачивает ситуацию с ног на голову. Когда Пола слышит, что пришла соседка, она просит впустить ее, однако Грегори запрещает. А когда они начинают обсуждать этот эпизод, он обвиняет ее в том, что она не сказала ему, что хочет пообщаться с соседкой. А то, что она действительно сказала, он якобы воспринял, как вежливость, а не как ее настоящее желание. То есть в этой ситуации муж выставляет Полу неадекватной, не способной как-то правильно сказать, что ей на самом деле хотелось пообщаться с соседкой; и такому «мутному» насилию очень тяжело противостоять.
Новый круг: Грегори говорит, что сделал Поле сюрприз, и они идут в театр, а потом устраивает сцену с пропавшей картиной. Пола уже перегружена чувствами вины и стыда, она оправдывается и готова признать что угодно, лишь бы муж снова не унижал ее перед служанкой. В результате Пола «наказана»: поездка в театр отменяется, а Грегори объясняет это его заботой о ней и ее слабом здоровье, при этом не остается с ней на ночь, когда она его об этом просит, а уходит, холодно бросив: «Надеюсь, утром я найду тебя в лучшем состоянии».
В следующем эпизоде насилия жертва устраивает бунт. Для Полы необычайно важен прием, на который они приглашены, и она заявляет, что пойдет туда в любом случае. Грегори вынужден согласиться ехать, ведь даже запугивание Полы (что тогда она поедет без него) не приводят к изменению решения. Но за это он мстит еще более жестоко, подстраивая ситуацию с пропавшими часами и публично выставляя Полу ненормальной.
Дома он пугает ее тем, что ее мать была сумасшедшей, и ее ждет та же участь. Пола пытается вспомнить, с чего все началось, припоминает письмо, а он убеждает ее, что никакого письма не было, и она все выдумала своим больным сознанием.
На этом этапе жертва сломлена окончательно. Пола готова поверить, что она сумасшедшая и нуждается в лечении. Она доверяет только своему тирану, при этом боится его и испытывает чувство вины перед ним.
Только помощь извне в лице детектива Кэмерона разрывает порочный круг насилия и освобождает Полу из токсичных и опасных отношений.
Описанное выше — сюжет фильма, однако в жизни циклы насилия происходят по похожему сценарию: спокойное состояние, нарастание напряжения, пик насилия, примирение, снова спокойное состояние и т.д.
И так же, как фильме, в жизни циклы насилия идут по нарастающей, постепенно усиливаясь, так, что спустя несколько лет жертва не понимает, как она оказалась в таком положении, и привычно винит во всем себя.
Помощь жертве насилия включает в себя следующие задачи:
- Показать жертве, что с ней происходит. Фактически, это делает Кэмерон, замечая гаснущий газовый свет и помогая Поле обнаружить связь между этим явлением, звуками на чердаке и ночными отлучками мужа. Также он находит и показывает ей письмо-улику, в котором Пола узнает почерк мужа. Пола не сразу готова поверить в происходящее, поэтому в реальной жизни этот этап займет больше времени.
- Помочь жертве увидеть циклы насилия, происходящие в ее жизни, чтобы понять, что на этапе пика насилия ей страшно и хочется сбежать от насильника; на этапе спокойного состояния или так называемого «медового месяца» все хорошо и не хочется ничего менять; а на этапе нарастания напряжения страшно вообще что-либо сделать, чтобы не разозлить агрессора. Это даст возможность жертве увидеть ситуацию со стороны, что в дальнейшем поможет взять контроль за принятием решения в свои руки.
- Помочь жертве заметить, признать и отреагировать чувства, которые она испытывает на разных этапах цикла насилия. Это даст возможность жертве освободиться от влияния негативных эмоций и более здраво взглянуть на происходящее.
- Помочь жертве обнаружить ее ресурсы (внутренние или внешние), опираясь на которые она сможет вырваться из бесконечно усугубляющегося цикла насилия. В фильме помощь Кэмерона является тем внешним ресурсом, благодаря которому Пола освобождается от Грегори. Помимо этого, Кэмерон сообщает Поле, что именно она была тем самым человеком, который спугнул убийцу ее тети и не дал ему найти драгоценности, за которыми он все это время охотился. Это придает Поле сил и уверенности в себе.
- Дать возможность жертве самостоятельно принять решение о выходе из токсичных отношений. В фильме Кэмерон предоставил Поле возможность поговорить со связанным мужем наедине. В процессе этого разговора Пола не только отомстила Грегори его же монетой, изобразив, что не может найти нож, но и обнаружила свою потерянную брошь. Окончательно убедившись в том, что муж ее обманывал, Пола потребовала от полиции увезти его прочь.
После выхода из цикла насилия помощь жертве заключается в следующем:
- Помочь жертве отреагировать свои чувства.
- Проработать чувство вины, которое зачастую испытывают жертвы насилия.
- Помочь жертве восстановить адекватную самооценку и уверенность в себе.
- Помочь жертве заметить, как она попадает в позицию жертвы, и выработать стратегию разотождествления себя с жертвой, чтобы в дальнейшем не вступать в подобные отношения.
Для достижения этих задач подойдет как индивидуальная, так и групповая работа. При индивидуальном психологическом консультировании психолог уделяет все внимание конкретной личности и проработке ее трудностей, тогда как при групповой работе клиент может получать поддержку от других участников группы, а также замечать и перенимать их стратегии выхода из ситуаций насилия и подавления.
Как в индивидуальной, так и в групповой работе можно использовать техники и приемы гештальт-терапии, экзистенциального подхода, логотерапии, арт-терапии, а также когнитивно-поведенческой терапии.
Психолог Евгения Шульман