08.09.2024

Циклы насилия в фильме «Газовый свет»

Оригинальное название фильма «Газовый свет» («Gaslight», 1944) послужило появлению термина «газлайтинг» («gaslighting», англ.), обозначающего вид эмоционального насилия, при котором «газлайтер» (насильник) выставляет свою жертву больной, дефектной, неполноценной, заставляя ее сомневаться в собственных чувствах, переживаниях и воспоминаниях.

Насилие в фильме начинается с действий Грегори, которые многие люди не воспримут как насильственные. Первый эпизод происходит еще до замужества, когда Пола решает уехать на некоторое время, чтобы побыть одна и разобраться со своими чувствами.

Грегори без предупреждения едет за ней и встречает ее на вокзале. С точки зрения нашей культуры это даже может показаться милым (он так любит ее, жить без нее не может и хочет провести побольше времени с ней), однако он совершенно не уважает ее границы и как будто не слышит ее слова о том, что ей нужно время побыть одной.

К сожалению, обстоятельства (в поезде соседка по купе напоминает Поле про ее старый дом и убийство тети, что вызывает у нее приступ ужаса) складываются так, что Пола, неожиданно увидев Грегори на станции, рада ему и испытывает облегчение от его присутствия. В связи с этим у нее даже не возникает мысли, что он ее преследует и не прислушивается к ее просьбе. Она воспринимает его как избавителя от ужаса, ведь, когда она влюбилась в него, ее кошмары прошли.

Отправляясь с Полой на отдых, Грегори фактически принуждает ее к сожительству. Пола выглядит счастливой, однако для нее все произошло слишком быстро: она не успела взять паузу, которую хотела. Грегори говорит о женитьбе и планах после свадьбы, тем самым затягивая ее в свои сети, не давая ей времени обдумать и оценить происходящее.

Дальше он применяет классический прием манипуляции: спрашивает Полу, где бы она хотела жить после свадьбы, однако не придает значения ее словам и в красках расписывает свою мечту жить в Лондоне. Здесь Грегори действует из позиции «ребенка», тем самым бессознательно подключая Полу к «родительской» заботе о себе. Влюбленная Пола готова на все, чтобы порадовать его. Кажется, уже в этот момент ей страшно его огорчить. Нет, она еще не боится его, но уже заботится о его чувствах.

Первые циклы насилия легкие: небольшое напряжение, которое создает Грегори, например, предлагая Поле жить в ненавистном ей месте, почти незаметный эпизод «продавливания его воли» и последующее уверение Грегори в его любви к Поле и облегчение.

После свадьбы и переезда в старый дом муж изолирует Полу от общества. И опять пока это выглядит вполне безопасно и благостно. Грегори отказывает Поле в приглашении гостей под предлогом того, что хочет «продлить медовый месяц» вдвоем. И снова видно напряжение и разочарование, которое испытывает Пола, когда слышит его отказ, а следом — расслабление, когда он клянется в любви и объясняет причины своих желаний.

Буквально через несколько минут у Грегори происходит первая вспышка ярости. Когда Пола нечаянно находит улику (его письмо к ее тете), он резко выхватывает у нее письмо. Пола видит, что он ведет себя неадекватно, однако Грегори оправдывает свое поведение тем, что ему показалось, что «письмо расстроило ее».

Дальше циклы насилия продолжаются, и с каждым разом степень подавления жертвы увеличивается.

В эпизоде с брошью Грегори обвиняет Полу в привычке терять вещи: «Ты же имеешь обыкновение терять вещи. Ты запомнишь, где она?» На этом этапе она еще способна дать отпор: «Не глупи! Разумеется, я запомню». Поскольку Грегори вынимает брошь из сумки Полы, пока она этого не видит, то, когда брошь пропадает, Пола начинает думать, что он, возможно, прав. Она произносит: «Я не могу найти ее, я потеряла ее, когда мы были в Тауэре». Не будь таких подозрений с его стороны, она бы просто сказала, что «брошь потерялась». Но при этом Пола пока еще способна сомневаться: «Не могу понять. Я не могла потерять ее». И снова он сперва ругает ее, а потом утешает тем, что брошь не такая и ценная.

Грегори нанимает развязную и хамоватую служанку для Полы, рядом с которой Пола постоянно чувствует себя униженной, при этом он намеренно ведет себя с Нэнси так, чтобы унизить Полу еще больше, а объясняет это тем, что ему показалось, что Пола сама хочет обращаться со слугами, как с равными.

Фактически, на этом этапе Пола оказывается в полной изоляции. Плохо слышащая домработница Элизабет, хоть и испытывает симпатию к хозяйке, но не способна ей помочь в силу своего положения. Нэнси вызывает у Полы отвращение. Пола начинает по-настоящему бояться своего мужа, ведь даже простой вопрос Нэнси: «Что я скажу хозяину, когда он спросит, почему Вас нет дома?» заставляет Полу отказаться от идеи пойти на прогулку.

Гостей Грегори принимать запрещает, более того, когда заходит соседка, у Грегори случается новый приступ ярости: «Я не желаю, чтобы чужие ходили по этому дому!» При этом, когда Пола высказывает свое недоумение, он утверждает, что это для ее же блага и снова переворачивает ситуацию с ног на голову. Когда Пола слышит, что пришла соседка, она просит впустить ее, однако Грегори запрещает. А когда они начинают обсуждать этот эпизод, он обвиняет ее в том, что она не сказала ему, что хочет пообщаться с соседкой. А то, что она действительно сказала, он якобы воспринял, как вежливость, а не как ее настоящее желание. То есть в этой ситуации муж выставляет Полу неадекватной, не способной как-то правильно сказать, что ей на самом деле хотелось пообщаться с соседкой; и такому «мутному» насилию очень тяжело противостоять.

Новый круг: Грегори говорит, что сделал Поле сюрприз, и они идут в театр, а потом устраивает сцену с пропавшей картиной. Пола уже перегружена чувствами вины и стыда, она оправдывается и готова признать что угодно, лишь бы муж снова не унижал ее перед служанкой. В результате Пола «наказана»: поездка в театр отменяется, а Грегори объясняет это его заботой о ней и ее слабом здоровье, при этом не остается с ней на ночь, когда она его об этом просит, а уходит, холодно бросив: «Надеюсь, утром я найду тебя в лучшем состоянии».

В следующем эпизоде насилия жертва устраивает бунт. Для Полы необычайно важен прием, на который они приглашены, и она заявляет, что пойдет туда в любом случае. Грегори вынужден согласиться ехать, ведь даже запугивание Полы (что тогда она поедет без него) не приводят к изменению решения. Но за это он мстит еще более жестоко, подстраивая ситуацию с пропавшими часами и публично выставляя Полу ненормальной.

Дома он пугает ее тем, что ее мать была сумасшедшей, и ее ждет та же участь. Пола пытается вспомнить, с чего все началось, припоминает письмо, а он убеждает ее, что никакого письма не было, и она все выдумала своим больным сознанием.

На этом этапе жертва сломлена окончательно. Пола готова поверить, что она сумасшедшая и нуждается в лечении. Она доверяет только своему тирану, при этом боится его и испытывает чувство вины перед ним.

Только помощь извне в лице детектива Кэмерона разрывает порочный круг насилия и освобождает Полу из токсичных и опасных отношений.

Описанное выше — сюжет фильма, однако в жизни циклы насилия происходят по похожему сценарию: спокойное состояние, нарастание напряжения, пик насилия, примирение, снова спокойное состояние и т.д.

 

И так же, как фильме, в жизни циклы насилия идут по нарастающей, постепенно усиливаясь, так, что спустя несколько лет жертва не понимает, как она оказалась в таком положении, и привычно винит во всем себя.

Помощь жертве насилия включает в себя следующие задачи:

  1. Показать жертве, что с ней происходит. Фактически, это делает Кэмерон, замечая гаснущий газовый свет и помогая Поле обнаружить связь между этим явлением, звуками на чердаке и ночными отлучками мужа. Также он находит и показывает ей письмо-улику, в котором Пола узнает почерк мужа. Пола не сразу готова поверить в происходящее, поэтому в реальной жизни этот этап займет больше времени.
  2. Помочь жертве увидеть циклы насилия, происходящие в ее жизни, чтобы понять, что на этапе пика насилия ей страшно и хочется сбежать от насильника; на этапе спокойного состояния или так называемого «медового месяца» все хорошо и не хочется ничего менять; а на этапе нарастания напряжения страшно вообще что-либо сделать, чтобы не разозлить агрессора. Это даст возможность жертве увидеть ситуацию со стороны, что в дальнейшем поможет взять контроль за принятием решения в свои руки.
  3. Помочь жертве заметить, признать и отреагировать чувства, которые она испытывает на разных этапах цикла насилия. Это даст возможность жертве освободиться от влияния негативных эмоций и более здраво взглянуть на происходящее.
  4. Помочь жертве обнаружить ее ресурсы (внутренние или внешние), опираясь на которые она сможет вырваться из бесконечно усугубляющегося цикла насилия. В фильме помощь Кэмерона является тем внешним ресурсом, благодаря которому Пола освобождается от Грегори. Помимо этого, Кэмерон сообщает Поле, что именно она была тем самым человеком, который спугнул убийцу ее тети и не дал ему найти драгоценности, за которыми он все это время охотился. Это придает Поле сил и уверенности в себе.
  5. Дать возможность жертве самостоятельно принять решение о выходе из токсичных отношений. В фильме Кэмерон предоставил Поле возможность поговорить со связанным мужем наедине. В процессе этого разговора Пола не только отомстила Грегори его же монетой, изобразив, что не может найти нож, но и обнаружила свою потерянную брошь. Окончательно убедившись в том, что муж ее обманывал, Пола потребовала от полиции увезти его прочь.

После выхода из цикла насилия помощь жертве заключается в следующем:

  1. Помочь жертве отреагировать свои чувства.
  2. Проработать чувство вины, которое зачастую испытывают жертвы насилия.
  3. Помочь жертве восстановить адекватную самооценку и уверенность в себе.
  4. Помочь жертве заметить, как она попадает в позицию жертвы, и выработать стратегию разотождествления себя с жертвой, чтобы в дальнейшем не вступать в подобные отношения.

Для достижения этих задач подойдет как индивидуальная, так и групповая работа. При индивидуальном психологическом консультировании психолог уделяет все внимание конкретной личности и проработке ее трудностей, тогда как при групповой работе клиент может получать поддержку от других участников группы, а также замечать и перенимать их стратегии выхода из ситуаций насилия и подавления.

Как в индивидуальной, так и в групповой работе можно использовать техники и приемы гештальт-терапии, экзистенциального подхода, логотерапии, арт-терапии, а также когнитивно-поведенческой терапии.

Психолог Евгения Шульман

Евгения Шульман

Психолог-консультант, ведущая групп. Консультирую по вопросам отношений, созависимости, насилия, а также уверенности в себе и самореализации. Очно в СПб и онлайн.

Посмотреть все записи автора Евгения Шульман →