Одной из предпосылок возникновения созависимости является нарушение формирования привязанности и психологического отделения, что зачастую связано с воспитанием ребенка в так называемых «неблагополучных семьях».
Некоторые ошибочно понимают под «неблагополучными» те семьи, в которых не хватает материальных средств на уход за ребенком или семьи химически зависимых, однако на деле неблагополучными являются также и внешне благополучные семьи, поэтому точнее будет называть неблагополучные семьи «дисфункциональными».
Дисфункциональная семья — это семья, порождающая деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту, семья, в которой не удовлетворяются базовые потребности ребенка.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них (по В.Д.Москаленко):
1. Взрослые — хозяева ребенка;
2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно;
3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых;
4. Родители держат эмоциональную дистанцию;
5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Таким образом, в дисфункциональной семье ребенок не чувствует себя в безопасности, не доверяет собственным чувствам, не умеет (и не может: ему не позволяется) говорить о своих переживаниях, желаниях и чувствах, открыто высказывать свое недовольство, гнев или страх. Взрослые тоже о своих чувствах не говорят, а негативные чувства часто находятся под негласным запретом.
Например, во время ссоры родителей ребенок может спросить маму: «Мама, почему ты сердишься на папу?» — и в ответ получить гневный окрик: «Я не сержусь!»
Неконгруэнтное поведение взрослых, необходимость подавлять свои эмоции и желания с ранних лет, небезопасная обстановка в семье (если, например, один из членов семьи проявляет признаки агрессивного поведения или внезапные вспышки гнева) приводят к тому, что у ребенка появляются предпосылки к формированию зависимого поведения (как способа уйти от проблемы) или созависимого поведения (как способа найти, наконец, близкие, доверительные отношения, в которых будут удовлетворены его неудовлетворенные в детстве потребности).
Так складываются некоторые черты характера личности человека, склонного к созависимости:
— низкая (или неадекватная) самооценка;
— потребность в одобрении, поддержке, похвале со стороны других людей;
— неопределенные психологические границы;
— ощущения себя в роли жертвы или мученика;
— неумение определить и озвучить свои истинные эмоции, чувства, переживания и потребности;
— наличие «зависимости» от других людей;
— ощущение бессилия в том, чтобы изменить деструктивные отношения;
— страх потери партнера и, как следствие, желание его контролировать;
— наличие признаков зависимого поведения (например, попытки улучшить свое самоощущение при помощи приема пищи, спиртных напитков или наркотиков, растрачивания денег, неадекватного сексуального поведения, трудоголизма, игромании и т. п.)
Для выхода из созависимости необходимо сместить фокус внимания с партнера (или его проблем) на себя самого: свои чувства, эмоции, желания и потребности.
Важно научиться определять и отслеживать свои эмоции, повысить доверие к своим чувствам, научиться озвучивать свои чувства и обозначать свои границы при общении с другими людьми, научиться жить независимо от оценки других людей, позволить себе быть уязвимым и неидеальным, повысить самоценность, гармонизовать собственное «Я».
Бывает, что с этим трудно справиться самостоятельно, и тогда можно обратиться за помощью к психологу. Это не то, чего стоит стыдиться или стесняться. Это ваша жизнь, и в ваших силах сделать ее счастливой, пусть даже на начальном этапе придется прибегнуть к помощи специалиста.