26.04.2024

И опять о насилии. Эмоциональное насилие и насилие «добром»

Эмоциональное насилие бывает хуже, чем физическое. Оно может длиться годами, и после него не остается синяков.

Обзывания, грубости, манипуляции через чувство вины и обиды, обесценивание, насмешки, троллинг, унижение, указание на ошибки и недостатки (якобы с целью «помочь») — это все эмоциональное насилие. Навязывание помощи без запроса, помощь не в том, что требуется, а в том, что помогающий считает нужным, непрошенные советы и комментарии — это тоже эмоциональное насилие, так называемое «насилие добром».

Многие из нас живут в поле эмоционального насилия годами, стараясь изо дня в день угодить манипулятору, чтобы похвалил, оценил, увидел, что мы на самом деле чего-то стоим. Или просто чтобы избежать очередного унижения и насмешки. Самооценка снижается, подавленное настроение переходит в депрессию, сил нет, радости жизни тоже.

Но синяков-то не видно, значит все в порядке, у нас «благополучная семья».

Если в семье не пьют и не бьют, но высмеивают, обесценивают и унижают, — возможно она и не такая и благополучная, точнее, это называется словом «дисфункциональная».

В функциональной семье поддерживают друг друга, в дисфункциональной нет: или не поддерживают никого (все общаются на равных в привычном и принятом манипулятивно-издевательском формате), или играют в одни ворота — вся семья служит кому-то одному («лишь бы маму не обидеть», «не серди папу, а то нам всем плохо будет» и т.п.)

В дисфункциональной семье нельзя говорить о своих чувствах. Вас в лучшем случае не услышат, а в худшем — обесценят ваши чувства и переживания. А еще и оскорбить могут. Или обозвать. Нытиком, например.

Человек, выросший в дисфункциональной семье, часто принимает все на свой счет. Он берет на себя ответственность за происходящее в его новой семье, испытывая при этом вину и стыд, если что-то идет не так. Даже если фактически его вины нет, а за ситуацию ответственен другой член его семьи.

В функциональной семье родители поддерживают друг друга и детей. Выслушивают. Признают значимыми чувства и потребности — свои и других членов семьи. Открыто говорят о своих чувствах. Принимают то, что другой человек может иметь другие чувства и желания. Не пытаются изменить или переделать другого.

И это о поддержке, о доверии, об умении справляться со своими чувствами и с чувствами близких.

В дисфункциональной семье этого нет. Но есть невидимые душевные раны, которые болят годами.

Если Вы поняли, что эта история в чем-то про Вас, возможно, имеет смысл обратиться за помощью. Вы достойны того, чтобы быть счастливой.

Евгения Шульман

Психолог-консультант, ведущая групп. Консультирую по вопросам отношений, созависимости, насилия, а также уверенности в себе и самореализации. Очно в СПб и онлайн.

Посмотреть все записи автора Евгения Шульман →